Школа жизни

С уверенностью могу сказать, что лучшей школы жизни, чем обучение на родном истфаке, вряд ли можно найти. По крайней мере во мне за все шесть лет, проведенные в стенах университета, преподаватели закалили характер и воспитали чувства, научили владеть собой, быть любознательной, не терять интереса к обучению и очень важно — сохранять веру и оптимизм. Но путь к этим истинам был тернистым.

Наш факультет — это факультет поразительных контрастов. Помню своё самое первое 1 сентября. Тогда нас приветствовал декан Худяков Виктор Николаевич, восторженно рассказывая о том, какие необыкновенные люди – гуманитарии. Говорил, что наше образование лучшее из возможных, потому что, во-первых, совмещает в себе широкий кругозор и эрудицию, которые формируют общественные науки, и, во-вторых, блок психолого-педагогических дисциплин, которые выступают фундаментом профессии «Человек-человек» и  отвечают за наше умение общаться с людьми. К слову сказать, все четыре года обучения мы испытывали некоторый пафос по отношению к студентам других факультетов… А потом начала говорить  наш куратор – Мельникова Ирина Александровна. И знаете, первая её фраза: «Вас всех отчислят. Нынешний второй курс потерял половину студентов, поступивших в прошлом году. И Вас ждёт то же самое». Я вышла из кабинета, нервно повторяя про себя, как мантру: «Меня отчислят, здесь будет тяжело, я не смогу учиться!» Однако, слова куратора имели нужный эффект: в тот день решимость стать прилежной студенткой стала окончательной и бесповоротной.

Легкого и правда не было ничего. За четыре года (а по факту – шесть, я все ещё продолжаю своё обучение) нервы стали железными.

Красочные картинки вольготной студенческой жизни, которые транслируются через кинематограф, всего лишь плоды фантазии режиссёров, к реальности имеющие самое опосредованное отношение. Это стало ясно уже в первую неделю. Мне не досталось места в общежитии, поэтому весь сентябрь пришлось ездить на учёбу из моего родного посёлка Марьяновка, расположенного в пятидесяти километрах от города. Вставала я каждый день в 6:00, а домой приезжала в 21:00. И ночью выполняла домашнее задание, так как перспектива быть отчисленной меня не привлекала. Через время место в общежитии освободилось и для меня, тогда процесс обучения пошёл повеселее.

Когда я поняла, что не ошиблась с выбором места обучения? Когда на паре «Проблемы этногенеза восточных славян» Валерий Наумович Либуркин (как обычно он это делал) резко вырвал листочек, где я напряженно записывала ответ на вопрос, и, просмотрев его, сказал: «Ну, здесь все правильно». Ещё сказал, что я свободна. Коленки от страха и волнения тряслись неописуемо. Но тогда-то и родилось ощущение, что я «своя» на факультете.

Удивительно, но каким-то чудом получалось участвовать и во всех внеучебных мероприятиях — и в неделе первокурсника, и ходить на соревнования, болея за свой факультет, и в посвящении принимать активное участие (свою порцию исторической каши съела полностью, чем очень горжусь), и быть ведущей на концертах, и стать почётной участницей чудесного ректорского бала!

На втором курсе мы ко всему прочему стали слушателями направления подготовки ГМУ. Три с половиной года вечерами и субботами я получала второй диплом. Зачастую в университете проводила около двенадцати часов.

Помню очень грустную историю: в 2012 году, как раз в день, когда предсказывали конец света, весь факультет поехал на день историка в Иртышский, а мы сдавали самый страшный зачёт в своей жизни: Основы экологического права Николаю Николаевичу Сороке. В защиту обучения перед отдыхом скажу, что эндорфинов от сдачи зачета мы получили не меньше, чем наши развлекающиеся одногруппники.

Но самое суровое испытание нам устроили во втором семестре четвертого курса. Сейчас я перечислю пары, которые нам поставили в один день (это была среда), и Вы сами всё поймете: 1. Историография истории России, которую вела Татьяна Анатольевна Сабурова; 2. Новая и новейшая история стран Востока, которую, конечно, вёл Иван Васильевич Меха. 3. Историография новой и новейшей  истории Тамары Юрьевны Плахотник (она единственная нас очень щадила) и 4. Россия в современном мире Шипилина Василия Дмитриевича. Всё, что было до этого дня, казалось сказкой. Дефинировать и спектр менять на фокус в этот семестр мы научились замечательно.

Но все сложилось очень хорошо. В нашей группе (мы стали последним курсом политологов) было девять человек. Это значит, что на всех парах независимо от своей подготовки тебе приходилось выступать. Мы уставали так сильно, что трудно себе даже представить. Но такая маленькая группа как нельзя кстати сыграла нам на руку: в то время, как остальные группы историков и правоведов боролись за право выступить на семинаре, нам такая возможность предоставлялась по несколько раз в день. Как результат 116 баллов у Василия Дмитриевича. Фантастика!

Я уже говорила, что наш факультет – это контраст потрясающий. После пар, где нам устраивали серьёзные испытания на стойкость (иногда даже приходилось сомневаться в своей адекватности), пары психолого-педагогического блока, конечно, окрыляли. Нас всегда старались ставить в ситуацию успеха, а после пар Евгении Юрьевны Навойчик мы всерьёз начинали верить в свою гениальность.

Дух истфака воспитывает дух истфаковца — целеустремленного, успешного, волевого, стойкого, трудолюбивого, неравнодушного ко всему происходящему, с обязательным чувством юмора и толикой сарказма выпускника. И как итог моего пути на факультете – два диплома с отличием. Скажи мне это пять лет назад, в жизни бы не поверила. Сейчас я понимаю, что мой основной мотив — не страх, и даже не желание получить красный диплом. Основным стимулом был интерес к жизни на факультете, и к тому, когда полученное знание помогало открывать ещё более удивительное знание новое.

Я приобрела гораздо больше, чем просто корочки диплома. Про современное образование часто говорят, что оно никому не нужно, иронично рисуют картинки, когда единственная функция диплома — это подставка под горячее. Мне искренне жаль этих людей. К истфаку подобные образы отношения никакого не имеют. Факультет не просто потрясающе учит стандартным знать, уметь, понимать, применять. Он даёт нечто большее; чего в программе не заложено. За что я благодарна больше всего, так это за то, что нас каждое мгновение учили выходить из зоны комфорта и трясли сложившуюся картину мира совершенно безбожно. Для человека, окончившего истфак, границ не существует. Ведь не зря нам так часто повторяли, что историк могущественнее Бога: он может менять историю.

Клименко Анна Викторовна, годы обучения 2010 — 2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *