Первым делом вспоминаются не столько учебные будни (хотя до сих пор помню самую первую сессию – сдачу экзаменом по «Психологии» и по «Истории Древнего мира»), сколько летняя практика в музее, поездка в Чернолучье на «День историка», а также совместные игры в футбол на физкультуре. Летняя практика в музее проходила около остановки «Яблонька» (сегодня это ост. «Краеведческий музей») и заключалась в переноске всякого хлама на улицу, а затем погрузку оного в машины. Не знаю, почему я это помню, может просто потому, что она была первой. Кроме того, совместный труд объединяет, как известно. А в Чернолучье я съездил лишь один раз, да и то, лишь из-за того, что туда перенесли часть занятий. Но мне понравилось – игра в волейбол, футбол, чистый воздух. Памятны так же ежегодные практики в школах и в особенности совместная практика с Александром Богдашиным в «Колледже предпринимательства и права» на пр. Комарова, 13. Мы с ним тогда сильно сдружились.
Значительную часть «фишек» с преподавателями одногруппники наверняка свяжут с личностью Бориса Александровича Чернышева. Мой словарный запас, к примеру, от него пополнился словом «никакушный». Но если говорить о профессионализме и образце интеллигентности, то на первое место поставил бы Меху Ивана Васильевича. Примерно на 2 или 3 курсе у нас вел предмет «Конституционное право» один молодой преподаватель (хотя я сам, наверное, уже в его возрасте). Увы, имя его уже не помню, но не вспомнить о нем не могу – подкупал своей открытостью, независимостью суждений и доступностью изложения материала.
Оглядываясь назад, мне трудно ответить, чем наш курс отличался от остальных. Хотя бы потому, что для этого нужно знать другие курсы. Именно поэтому лучше всего задавать этот вопрос преподавателям – они могут сравнивать, выделять тех или иных студентов на общем фоне. А я, по сути, был замкнут на нашем потоке и видел ситуацию только «изнутри». На мой взгляд, ничем особенным мы не отличались. Как и везде были свои «звездочки» во всех сферах студенческой жизни (в том числе творчестве), были середняки (к ним я отношу себя) и студенты, которые учились от случая к случаю.
Поскольку я стал кандидатом исторических наук, то факультет повлиял на мою судьбу самым непосредственным образом– определил моё будущее. Хотя то, какая у меня была тема работы, где я защищался – это никак от истфака не зависело, так распорядилась судьба. Но без истфака я бы точно не занимался сейчас тем, чем занимаюсь.
У одногруппников судьба сложилась по-разному и единства здесь нет. Объединяет лишь одно – истфак дал всем широкий кругозор, а значит и возможность применить свои навыки в той сфере, которая им ближе.
К стыду своему, я не почувствовал «дух» истфака. Осязаемым для меня стал «дух группы», но только к концу обучения (4-5 курсы) и выражался он в том, что студенты стали довольно близкими друг другу людьми. Конечно, это не исключало наличия «микрогрупп» внутри нашей одной большой группы, однако не отнимало и главного – мелкие придирки, насмешки и прочее ушли в прошлое, у студентов развилось чувство эмпатии, взаимопомощи.
Я хочу сказать истфаку — Спасибо. Остальное может быть лишь пожеланием: здоровья преподавательскому коллективу, умных студентов и … полноценного ремонта аудиторий на факультете.
Сердюк Владимир Александрович, 2003-2008 гг.