Годы обучения на нашем историческом факультете я считаю самыми счастливыми в своей жизни. Это было время, когда я познакомилась с блестящими, умными, сильными преподавателями, которые были не просто педагогами, а примерами для подражания, яркими и неординарными личностями, вручившими нам путёвки в жизнь. Время, когда я нашла друзей на всю жизнь, готовых поддержать и прийти на помощь в любой момент. Время, когда я, ещё толком не определившаяся, чего мне хочется от этой жизни, окунулась в самое захватывающее путешествие – историческую науку. Это путешествие, длиною в пять лет, помогло понять мне, кто я есть на самом деле, кем я хочу работать и кем не хочу, сформировало моё мировоззрение, критическое мышление и привычку смотреть на окружающий мир «взглядом историка». Это значит не клеить ярлыки, не верить всему на слово, всегда помнить, что есть иная точка зрения, уважать чужое мнение, смотреть на события в контексте и с разных сторон. За эти пять лет я научилась жить, как бы странно и наивно не звучали мои слова. И я точно знаю, что в этом городе у меня всегда есть второй дом – это третий этаж второго корпуса Педагогического университета, где расположен наш истфак. Это триста пятая аудитория, которая была закреплена за нашим курсом. Это деканат и секретариат, куда мы заглядывали по сто раз на неделе. Это кафедра всеобщей истории, где я была частым гостем, пока писала диплом. Это библиотека, в которой я засиживалась допоздна. И даже сейчас, спустя 11 лет после выпуска, я помню каждое окно, каждую аудиторию, каждую ступеньку, ведущую на третий этаж и табличку рядом с входом «Исторический факультет». Это место, которое живёт в моем сердце.
В моей памяти не сохранилось каких-то отдельных ярких событий. Я была типичной отличницей, которая старательно посещала лекции и готовилась к семинарам. Но, окидывая взглядом годы обучения, я в первую очередь вспоминаю любимых педагогов. Я вспоминаю первый день сентября 2000 года, когда наш курс, в первый раз собрался в актовом зале, и Виктор Николаевич Худяков держал приветственную речь. Я помню самую первую лекцию в моей жизни в этот день, когда Виктор Николаевич рассказал нам об истории факультета, о том, как тяжело пришлось истфаку в годы войны, как менялись вехи и эпохи, а он продолжал работать и выпускать учителей истории, несмотря ни на что. Меня переполняла гордость за то, что я теперь тоже часть этого мира, за то, что я тоже буду его выпускницей. За то, что буду учиться именно здесь.
Я помню первые лекции по Истории первобытного общества у Прищенко Светланы Викторовны. Я, никогда особо не интересовавшаяся первобытным обществом, не подозревавшая что это может быть хоть сколько-то интересно, открыла для себя целый мир, необъятный, бесконечный, до сих не изученный даже на доли процентов. Именно на этих лекциях я поняла, насколько огромен этот мир, как это увлекательно погружаться в прошлое, и какой фантазией и воображением нужно обладать, чтобы изучать историю. Именно Светлана Викторовна была нашим руководителем на первой педагогической практике. Я никогда не забуду Юрия Георгиевича Недбая, который просто поразил меня своим нетрадиционным подходом к преподаванию. Это был человек необыкновенной харизмы, искренний и глубоко интеллигентный, который сумел изумить нас, поколение «некст», скептиков и циников. Он мог запросто употребить такой запоминающейся оборот речи, что в аудитории ближайший час стояла полная тишина, ведь каждый студент боялся пропустить следующее слово. Именно он провёл для нас в тёплый весенний день лекцию в сквере напротив университета. Это было невероятно, и уж поверьте, никто из присутствующих этого не забудет. С бесконечной любовью я вспоминаю занятия Бориса Александровича Чернышева. И даже помню самую первую встречу. Помню, что уже прозвенел звонок, когда в аудиторию решительным быстрым шагом ворвался человек, который целенаправленно пошёл к кафедре в другом конце аудитории, его раскрасневшееся лицо, блестящие глаза и громкий голос. Его лекции начинались с традиционного «Я тут вчера ехал в автобусе/шёл с остановки домой/гулял с женой по набережной и тут вдруг один парень давай…» И дальше шла какая-нибудь юридически — бытовая байка, которая на поверку оказывалась непосредственно связанной с темой лекции. С улыбкой вспоминаю свои большие глаза и ужас от трагичных финалов многих историй, например, про девушку, которая утонула. Бориса Александрович спас парня, а девушку не смог! О, боже! До наивной меня, не сразу дошло, что это лишь «актуализация» материала, вымышленные истории, похожие на правду. До этого же момента, я приезжала домой и с ужасом рассказывала маме о том, в какую историю попал наш преподаватель на этой неделе!
Каждый преподаватель исторического факультета, о котором я сейчас вспоминаю, учил нас жизни. Я никогда не забуду Мельникову Ирину Александровну, благодаря которой, я научилась смотреть на события и даты вне установленных рамок. «Что значит этот термин? Кто этот человек? Что это за явление? Да, в вопросе этого нет, но разве вам самим не интересно?» Я готовилась к семинарам как заезженная пластинка – есть вопрос, надо найти конкретный ответ. Ирина Александровна развивала в нас историческую любознательность, любопытство, стремление быть лучше, искать дальше, брать больше, чем дают, чем мы сами можем взять. С горячей любовью я вспоминаю своего дипломного руководителя, и просто замечательного преподавателя Галину Анатольевну Синельникову. Эта маленькая, хрупкая женщина показала мне, что значит сильный и твёрдый характер, научила ни сдаваться, ни опускать руки, ставить самую высокую планку, добиваться своих целей. Я хорошо помню, как весь курс боялся сдавать «Историю средних веков», и приравнивал успешную сдачу к внеочередному подвигу Геракла, с какими мучениями и страданиями мы конспектировали монографию Заборова, дабы быть допущенными к Великому и Ужасному экзамену. И именно тогда, я решила, что буду писать свой диплом именно у нее. Ведь если равняться, то только на лучших, не правда ли?
С огромным уважением и признательностью я вспоминаю лекции и семинары у Тамары Юрьевны Плахотник. На её занятиях я навсегда заразилась педагогическим перфекционизмом. Она всегда выдавала материал максимально последовательно, лаконично, сжато. Её подход был похож на знаменитую бритву Оккама. И я спустя годы, на своих уроках, пытаюсь выдавать своим детям информацию именно так.
Одними из самых любимых занятий за годы моего обучения были пары у Зубачевского Виктора Александровича и Мехи Ивана Васильевича. Это были удивительные лекции, благодаря своему личному обаянию, эрудированности, увлечённости и энтузиазму я не просто изучала историю США, Европы, Азии и Африки, я погружалась в эту историю с головой. Я проживала все эти явления и события. Я становилась очевидцем, я искала истину, я задумывалась над причинами, искала закономерности, заглядывала в будущее.
Я навсегда запомню занятия у Евгении Юрьевны Навойчик, которая научила нас в первую очередь быть Человеком, а потом уже Педагогом. После большой педагогической активной практики, когда мы преподавали целую четверть, я совсем расстроенная, разочаровавшаяся в самой себе, призналась в отчёте по практике, что вряд ли буду хорошим учителем, слишком уж близко я все принимаю к сердцу, слишком тяжело мне даётся сам процесс. И Евгения Юрьевна написала мне ответ, в котором было сказано, что именно такие люди становятся хорошими учителями. Она подарила мне веру в себя, и даже когда я сама не подозревала в чем моё призвание, подсказала верный путь. Сейчас, после десяти лет преподавания в школе, я часто вспоминаю её слова с горячей благодарностью.
Мне хочется вспомнить добрым словом каждого моего преподавателя, мне кажется, нашему курсу фантастически повезло. Потому что все пять лет нас учили необыкновенные люди. И я, безусловно, могу говорить о каждом из них часами, но для этого пришлось бы писать отдельную книгу. В этом году будет 10 лет, как я работаю в школе. Каждый день я пользуюсь теми драгоценными знаниями, что получила от них, каждый день, я стараюсь быть чуточку лучше, делать так, как учили они, стараться выполнять свою работу максимально хорошо. Я очень люблю наш исторический факультет и каждого преподавателя, работающего там. Спасибо вам!
Аристова (Ляшко) Татьяна Борисовна, 2000 — 2005 годы обучения