Осень. Начало учебного года 1982-1983. Третьекурсники исторического факультета отправляются на традиционные уборочные работы. Тогда все ВУЗы помогали сельчанам, направляя на месяц — полтора своих студентов в колхозы и совхозы на уборку урожая. На этот раз будущих педагогов привезли в одно из отделений совхоза «Российский» Марьяновского района – маленькую деревеньку, из которой почти уехала вся молодёжь, да и многие взрослые подумывали о переезде, так что почти половина домов здесь пустовала. В один из таких брошенных, но еще достаточно крепких и просторных домов поселили студенток. Сентябрьские ночи были уже прохладными, так что городские девчонки сами таскали в дом дрова, сами топили печь. А парней разместили в деревенской столовой (она же местная администрация, как сказали бы сегодня). Дня три по приезду молодёжь ударно трудилась на картофельных полях. С утра до вечера будущие педагоги собирали урожай, а затем зарядили дожди. И началась в молодёжной среде маета от безделья. Скучали, и не знали, чем себя занять почти все. В число «избранных», кому было не до скуки попали четверо: Павел Потрохов, Олег Олейников, Владимир Гордиенко, Сергей Носов. Им предложили поехать на совхозную центральную усадьбу и поработать на овцеводческом комплексе. Ну а что, делать-то всё равно пока нечего, и те, по наивности своей, согласились. Они ещё не знали, что самым настоящим культурным шоком станет для них известие о том, чем конкретно им предстоит заниматься. А заниматься предстояло искусственным осеменением! Местные ветеринары зашивались и попросили прислать студентов на подмогу. Вот там то будущие историки и приобрели дополнительные, очень специфические профессиональные навыки и незабываемый аграрный опыт.
А друзья в деревне тем временем продолжали тосковать.
— Не помню, какие дела себе девчонки находили, а мы поначалу устроили покерный турнир, — вспоминает Евгений Оборовский, сегодня – директор по безопасности АО «Омскгоргаз», а тогда студент 3 курса ОГПИ. – Ну а поскольку участвовали в этом серьёзном состязании уважаемые игроки с опытом, решили организовать всё как положено: на деньги (зря, что ли накануне с девчонок собрали взносы в ДОСААФ и общество спасения на водах? Пришлось позаимствовать ради большой цели). Турнир растянулся на несколько дней, но, как и всё хорошее, которое когда-нибудь кончается, взносы кончились, девчонки авансом сдавать за следующий месяц не захотели, в результате отборочных туров определился победитель, так что нужно было снова чем-то себя занимать.
История умалчивает, кому пришла в голову неожиданная и очень дельная мысль, скорее всего, одному из неформальных лидеров и инициаторов всевозможных приключений, которые активно находили себе студенты, Сергею Сороке. Одним словом, решено было устроить свадьбу, причём, по полной программе. Девчонки блестящую идею сокурсников охотно поддержали (делать же нечего) и началась скоропостижная подготовка к обряду в старорусском стиле.
Перво-наперво определились с кандидатурами жениха и невесты. Коллегиальным решением выбор пал на Анатолия Кузнецова и Людмилу Ломакину. Сделав выбор, стали думать: что главное в любой свадьбе? Конечно же, праздничный стол. Послали гонцов в местный магазинчик за угощениями и напитками. А дело было в выходной, магазин закрыт. Но разве есть какие-то непреодолимые задачи для советского студента? Конечно, нет! А значит, нужно отправить делегацию из самых дипломатичных уговаривать продавщицу. В итоге долгих, но продуктивных переговоров свадьба разжилась двумя булками хлеба, банкой горчицы и 5 бутылками «Пшеничной».
Одновременно в столовой местные женщины — повара, узнав о предстоящем торжестве, вовсю кашеварили и расстарались от всего сердца. Они приняли за чистую монету информацию о предстоящей свадьбе и накрыли ребятам стол, да такой, что участники этого незабываемого праздника до сих пор вспоминают с огромной благодарностью. Жених с друзьями, посаженным отцом и священнослужителем пошли через всю деревню по главной улице свататься и сразу же жениться. Впечатлённого работой с мелким рогатым скотом Олега Олейникова почему-то решили обрядить попом. Вместо рясы надели ему штору с прорезью для головы. Из штакетника сколотили крест и повесили на шею. После этого он как-то приосанился, стал говорить басом и всех благословлять. Девчонки нарядили невесту в юбку из простыни, белую майку и белые кроссовки. На голову водрузили кусок марли, добавив романтизму в виде осеннего цветка. Жених выступал во главе процессии в вельветовых джинсах, подвернутых на три оборота (по причине его малого росту, а также джинсов «с чужого плеча») и тельняшке. Цветок в волосы совать не стали, решили не ломать брутальный имидж.
— Сидим нарядные, ждем жениха с гостями, — вспоминает Людмила Ломакина – невеста. – Слышим, идут по деревне, песни орут, приплясывают. Несколько моих подруг встречали их у ворот и не пускали в дом, пока не заплатят выкуп. В качестве материального калыма они нам дров натащили – на три месяца топить хватило бы. А по творческим условиям Толику нужно было узнать мои сапоги в куче разных, мои губы среди нескольких отпечатков на бумажном листе, напоследок, наговорить мне ласковых слов. После того, как он, перебрав уже все комплименты, назвал меня «лампочка ты моя, высоковольтная», девчонки сжалились и пропустили жениха ко мне.
Выкупили невесту, пошли назад в столовую с песнями и плясками. А дальше всё было как на настоящей свадьбе, только без драки: кричали горько! Посаженный отец, как положено, первым напился. И, даже, невесту украли.
Саша Ломакин, настоящий будущий муж студентки — невесты, Сергей Сорока, известный руководитель и бизнесмен, Владимир Истомин, один из корифеев омской тележурналистики, а тогда – молодые историки — третьекурсники вместе с друзьями искали пропажу. И нашли у «коллег» — девчонок с педагогического факультета, тоже приехавших на уборочную. Они жили в доме напротив вместе со своими преподавателями и по-хорошему завидовали старшекурсникам, устроившим весёлый праздник посреди слякотной и скучной деревенской осени.
Возможно, кто-то из них рассказал эту историю институтским друзьям, может быть, преподаватели с коллегами поделились, но так или иначе, слух о развесёлой молодёжной забаве дошёл до деканата. Руководитель факультета, будучи по долгу службы блюстителем морального облика советского студента, вскипел, и пообещал устроить всем героям праздника самый крутой разбор полётов по завершении уборочной. Студенческая разведка донесла об этом «молодожёнам» и их «гостям», те стали думать, как сделать так, чтобы пронесло. Не мудрствуя лукаво, решили пойти проторенной дорогой и заслать дипломатический десант к секретарю парткома совхоза. Двоих авторитетных атташе — кейсов — Сергея Сороку и Александра Ломакина — снарядили на сельский саммит и стали ждать. Какие аргументы те приводили, чем увещевали партийного функционера, до сих пор знают только они вдвоём, но вернулись посланники с Почётной грамотой «За ударный труд» от имени руководства совхоза «Российский».
Приехав в город, группа потенциальных обвиняемых явилась к декану и с порога предъявила ему доказательство своей благонадёжности, добросовестности и трудолюбия. Ну а тому уже ничего не оставалось, кроме как понять и простить своих учеников. Чем закончилась то уборочная, многие уже и не помнят. Но эта свадьба до сих пор остаётся одним из самых весёлых и радостных воспоминаний о молодости, родном институте и самом лучшем времени в жизни – студенческих годах.